Окно – специально задуманный архитектурный элемент  строительства в конструкции здания. Проемы в стенах служат как для поступления дневного света в помещении, так и для естественной вентиляции. Количество, размеры и расположение оконных проемов играют немаловажную роль при проектировании дома. Они – главный источник основных теплопотерь в здании.

В жилищах древних людей окон в нашем современном представлении не было. Их заменяли простые отверстия, прикрытые тканью или шкурами животных. Позднее отверстия стали затягивать бычьими пузырями, которые могли пропускать внутрь жилища свет.

Стеклянные окна стали устанавливаться впервые в эпоху Римской империи. Они были роскошью и устанавливались в домах состоятельных граждан.

С 11 века стеклодувы Руси стали осваивать производство круглых толстостенных окон диаметром до 30 см. Для этого расплавленное стекло отливали на металлическую плиту. Более широкое распространение получили в те времена слюдяные окна, которые были составлены из обработанных кусков слюды. С этими окнами в помещении было светлее, так как окна из толстого мутного стекла пропускали гораздо меньше света.

Виды окон в контексте архитектурных стилей

Конструкции окон – составная часть архитектуры дома: они визуально прерывают фасадные линии,  создавая индивидуальные оттенки для зданий. Архитекторы во все времена уделяли при проектировании зданий особое внимание созданию и разработке окон, придавая им большое значение. Они создавали фасады, отражающие «вкус времени», представлявшие определенный стиль. Помимо сильного влияния на внешний облик здания архитектура окна воздействует решающим образом на комфортность жилья и качества интерьера.

Окно в стиле "барокко"

Каждый стиль – продукт своего времени, но он, в тоже время, развивается, опираясь на опыт прошлого. Строительное искусство связано с назначением здания или сооружения, их конструкциями и функциями. Связанные с определенной эпохой стили необходимо рассматривать в разрезе общего исторического развития.

Для стиля «барокко» характерны пышные декоративные формы. И, как следствие, богатое разнообразие геометрических оконных форм. Это – круглые, арочные, эллипсовидные и тому подобные виды окон. Стали входить в моду для широкого открывания окон распашные, штульповые конструкции. В связи с невозможностью производства  больших стекол у окон были мелкие членения. Для стиля характерны большие окна, разделенные многократными переплетами разной величины и конструкции из дерева или свинца. Остекление было одинарным, но на холодный зимний период в проемы вставляли вторые рамы.

В 19 веке "барокко" сменил "классицизм", отличающийся строгостью и монументальностью, простотой и лаконичностью форм

Изысканными формами характеризуется «классицизм». На оштукатуренных фасадах размещались крестообразные окна, имеющие большую нижнюю  и маленькую верхнюю пару переплетов. Для классицизма типичны изогнутые оконные перемычки, стрела подъема которых равнялась 1/7 ширины окна. Вариант с раздельными переплетами у окон периода классицизма доминировал на протяжении ста лет.

В стиле"эклектика" строят после 1872 г. до начала 20 столетияС середины 19 века до начала 20 в стиле «эклектика» окна вертикально удлиненные, но верхняя фрамуга не разделена переплетом и выполнена из цельного стекла. Т-образный переплет окна с вертикальным штульпом внизу и горизонтальным средником преобладал в архитектуре Санкт-Петербурга, бурное строительство которого приходится как раз на этот период. Как вариант этого рисунка переплета – окно с лежащей под средником форточкой, когда у окна появляется еще один, более тонкий, горизонтальный переплет.

стиль "модерн"С начала 20 века фасады домов стали оформляться в стиле «модерн». В рисунке окон и балконных дверей стали использоваться фрамуги с мелкой разбивкой горбыльками. У нижних створок имелась большая неразделенная площадь стекол. Трехстворчатые окна со средниками, у которых средняя поворотная створка широкая, а боковые створки узкие и глухие, получают большое распространение. Окна стиля «модерн» стали элементом архитектуры, являясь выражением философии этого исторического периода. Огромное разнообразие оконных форм на фасаде дома отражало стремление к свободе, являлось символом раскрепощенности и современности духа. Иногда все окна на фасаде были разных конфигураций.

Региональные стили являлись отражением местных традиций. «Северный модерн» получил широкое распространение в Хельсинки и в Санкт-Петербурге. Характерной чертой этого стиля стали окна, у которых верхняя часть имеет форму трапеции, мелко расчлененной горбыльками.

 яркий представитель эпохи постмодернизма

Примерно в это же время появляется в строительстве «функционализм», который также относят к стилю «модерн». Здесь во внимание, в первую очередь, принималась функция здания. Здания из железобетонных плит отличает безликость, отсутствие декоративных элементов, плоские крыши. Функциональность проявлялась в проектировании несимметричных окон с маленькой и большой створками, ленточном остеклении, а также остекленных поверхностей больших площадей. Функционализм, как один из архитектурных стилей, распространен и в 21 веке. Последние десятилетия при проектировании и производстве окон стали исходить из эстетических качеств.

Строгость и лаконичность конструктивизма правит в архитектуре в 20-30 годах прошлого столетия. Форма окон строго прямоугольная или квадратная. Вся архитектура подчинена технологиям массового производства.

Стиль «ар-деко» к середине 20 века приходит на смену конструктивизму. В строительстве используются современные материалы – нержавеющая сталь, алюминий. Ар-деко отличался роскошеством этнических геометрических узоров. Зигзагообразные формы и кривые линии сменяют плавные линии модерна. Особенно модны ленточные окна, расположенные по длине всего фасада

«Постмодернизм» и другие современные стили отказываются от принципов функционализма. Постмодернизм конца прошлого столетия использует приемы и мотивы, характерные для различных эпох. Это направление смену  конструктивизм массового производства современные материалысспровозглашает эклектику, полностью отказываясь от практичности функционализма.

Стиль хай-тек», появившийся в 80 годах двадцатого века, представляет архитектуру как инженерию. Обилие стекла и пластика, множество металлических конструкций и элементов кубизма отличают этот стиль. Остекление больших поверхностей, ленточное остекление, серебристо-металлический цвет – признаки стиля хай-тек.

Сегодня актуальным становится стиль «неомодернизм», объединивший группу направлений – хай-тек, деконструктивизм, неоконструктивизм и биотек.

Со времен прорубленного в стене отверстия прошло много веков, и окно сегодня – это довольно сложная конструкция, влияющая и на стиль дома, на температуру, уровень звуко- и теплоизоляции в нем.

Подобрать нужный для вашего дома тип окна не просто. Популярны окна классического стиля, у которого геометрические формы разнообразны – квадратные, прямоугольные, арочные, эллипсовидные и даже треугольные и витражные.

Коттеджам скандинавского стиля свойственны экологичность и простота. Как правило, евро окна в таких коттеджах с двойным или тройным остеклением.

Становятся модными дома в стиле национальных русских избушек, где деревянные окна оснащены декоративными профилями.

Развитие современной индустрии пластиковых профилей помогают архитекторам в создании выразительного облика фасада. С их помощью можно воспроизвести любой архитектурный стиль, от барокко до конструктивизма, создать здание с самой современной архитектурой.

 
© PLITKA-61 Любое копирование материалов с письменного разрешения правообладателя